Как преодолеть сопротивление сотрудников?
Уже более 10 лет мы внедряем изменения в бизнесы заказчиков. И в каждом проекте сталкиваемся со следующим:
• с вопросами владельцев, можно ли всё сделать комфортно для людей, без революций, не беспокоя их. Чтобы не ломать старое, чтобы не потерять людей
• с сопротивлением персонала. Где-то в большей степени, где-то в меньшей. Даже от самых лояльных сотрудников. Даже от самых понимающих и казалось бы ратующих за изменения.
Почему так происходит? Можно ли избежать сопротивления? Почему сотрудники это делают? И как поступать, если сопротивление началось. На эти вопросы я отвечу в данной статье.
Итак…
Можно ли обойтись без сопротивления?
Первое что необходимо отметить – сопротивление будет всегда! В большей или меньшей мере.
Большинство заказчиков, которые ведут переговоры с нами, обеспокоенно спрашивают: но это не будет больно/резко/дискомфортно для моих людей?
Отвечаем: с нашей стороны не будет резко и дискомфортно.
Но не все зависит от нас. Очень много зависит от людей. А людям свойственно негативно реагировать на смену условий работы. Даже если эти условия несут им пользу в будущем. Даже если приведут к большему заработку. Чтобы добиться других результатов, надо выйти из зоны привычных действий. Где комфортно. Привычно. Все понятно.
И надо напрячься над выработкой новых навыков. А это не всегда приятно. Это стресс. И поэтому даже самые лояльные люди будут сопротивляться. И будут доказывать, что у вас так не работает. А работает только так, как им привычно, легче, удобнее.
Здесь, как правила человек раздваивается: одна его часть хочет больше денег. Вторая часть не хочет напрягаться. И потому чаще всего они от вас требуют повышение оклада за ту же работу. И аппелируют к тому что жизнь подорожала и везде сотрудникам поднимают ЗП.
Мы понимаем их желание больше получать. Но мы говорим: ты будешь больше получать, если принесешь больше результат. Как его принести – мы научим. Тебе надо только не сопротивляться.
Но люди сопротивляются. Так устроена их природа. Кто-то больше, кто-то меньше. Кто-то быстро выходит из сопротивления, кто-то надолго в нем зависает. Кто-то переходит в скрытое сопротивление. И тут только вам, владельцу, решать, хотите вы сохранить людей в ущерб развитию вашего бизнеса или хотите во что бы то ни стало добиться развития бизнеса.
Почему сопротивляются люди?
Потому что как написано выше, это смена условий. От них нужны новые действия. А это дискомфортно. И потому они просто отстаивают свою зону комфорта. Это не плохо, не хорошо. Это просто есть.
И вам, владельцу, это надо очень хорошо помнить, когда сотрудники приводят вам железобетонные аргументы о том, что эти изменения у вас невозможны. Более того, они губительны для вашего бизнеса. “Кого ты слушаешь? Мы так работали 10 лет и все было хорошо? Что тебя не устраивает? Зачем ты хочешь это менять?”
Здесь вам надо четко понимать две вещи:
- Наёмные сотрудники никогда не будут иметь вашего видения перспектив. И вашего ощущения, когда пятки горят. Когда вы понимаете, что еще максимум год и потом трындец. Потому что вы кожей чувствуете сигналы из внешнего мира. А они нет. Им не нужно париться об устойчивости вашего бизнеса на рынке. Если не ваша компания – будет другая, другой работодатель. И потому у них атрофирована эта чувствительность кожи, которая подсказывает вам, что без изменений уже никак.
- Наёмные сотрудники всегда отстаивают свою зону комфорта. А она всегда (запомните всегда!!!) не имеет никаких точек соприкосновения с зоной комфорта вашего бизнеса. Потому что зона комфорта вашего бизнеса – это зона развития. Таковы требования мира.
Что делать в случае сопротивления?
Объяснять. Давать обучение, ресурсы в виде тех, кто научит работать по-другому.
Но этого мало. Ещё нужна железобетонная позиция владельца: “Будет только так. Я не сверну, не откажусь. Я готов принимать разумные предложения, в рамках задуманных изменений. Но я не откажусь от изменений! С вами или без вас – изменениям быть. Потому что без изменений не выживет мой бизнес”.
Многие владельцы по своей натуре душевные люди и хорошо относятся к своему персоналу. Особенно к тем с кем работают много лет, с кем начинали.
Но если у вас не включится в голове вот эта категоричность “Изменениям быть!”, все пойдет прахом. Они сразу с вас считают сомнения, начнут бить в самую болевую точку. И новые инструменты будут использовать вяло, в пол силы, искажённо. Намеренно доказывая: “Фигня это. Не работает”.
Есть ли у нас такие примеры? Есть. Хорошие компании, хорошие продукты. За время проекта мы показали, что новые результаты возможны. Но сотрудники победили. Владелец очень боялся их потерять. Манипуляции были очень сильные и грязные.
Что сейчас с бизнесом? Держится на плаву из последних сил и владелец всерьез задумывается о том, чтобы все производственные площади сдать в аренду, а персонал распустить. Потому что заработок с аренды будет тот же, который сейчас приносит работа персонала вместе с их интригами, попытками шантажа и манипуляциями.
Кому лучше сделали люди, сопротивляясь переменам? Никому! Но их это не парит. Когда владелец закроет бизнес, они просто найдут другую работу.
Значительно больше у нас есть примеров успешного преодоления сопротивления!
Когда владелец включает вот это жесткое решение у себя в голове: “Изменениям быть!”, каким-то странным образом это лепится на головы сотрудникам. Им никто ничего не говорит, не угрожает увольнением. Но решимость владельца такая: “Если кто не хочет – уходите, найду новых, сам стану торговать/сяду звонить”, что от этой решимости сопротивление сходит на нет за 1-2 недели.
И по итогу проекта, как правило, люди и вспомнить не могут, почему они так сопротивлялись вначале. Потому что новые навыки приносят им новые зарплаты и новые возможности.
Поэтому, дорогие владельцы, не бойтесь перемен, не бойтесь сопротивления. Это ваше личное испытание. Проверка вашей решительности. Вашей готовности идти до конца в задуманном.
Если вы сами ещё не уверены – лучше не начинать. Сломаетесь раз под напором персонала – они это запишут на подкорку и дальше манипуляции будут только расти.
Сможете выстоять – сопротивление закончится меньше, чем за месяц. Поверьте людям, которые уже более 10 лет работают по внедрению изменений в бизнесах заказчиков.
Всем хорошего дня! И обязательно удачных преобразований вашего бизнеса!