Как управлять женским коллективом? История одного проекта
Проект 2016 года: за 4 месяца я отобрала и адаптировала более 10 женщин. И вот что могу поведать об этом опыте:
- Женщины это особый народ. Управлять этим коллективом получится не у всех
- Они или признают в тебе вожака и подчинятся беспрекословно. Или всем коллективом так сдружатся, что выживут самого сильного мужчину
- Даже если при этом не дружат между собой. Внешняя угроза их сплочает.
- Женщины легко поддаются информационному инфицированию
- Если одна пришла в плохом настроении, будь уверен, через час в таком настроении будут все.
- Поэтому уже на собеседовании я предупреждала о главном: ты идешь работать в женский коллектив — умей предохраняться!
- Держи под рукой воображаемое ведро и одевай его на голову, как только одна начинает выпускать в эфир негативные вирусы.
- Женщины признают только силу
- Поэтому когда одна приходила в плохом настроении и начинала заражать остальных — я говорила жестко: «замолкни и займись делом».
- Они признают силу только от себе подобной.
Я этот коллектив создавала, каждая прошла через мой отбор и предупреждение о правилах. Каждая знала, что получить может многое, если будет идти по правилам. И знала, что вылетит как пробка в одну сек — если я увижу нарушение правил.
Поэтому при мне отдел рос и развивался. Были правила и были табу: на общение, на распределение клиентов, товара, ресурсов и тд. Потому что только так можно расширить отдел и успешно нарастить новичков. Только если они под защитой РОПа (руководителя отдела продаж) от старых продавцов.
Когда я уехала после 4 месяца проекта, я оставила в отделе 10 прекрасных женщин.
***
Спустя 3 месяца, когда владелец меня буквально вытребовал на пост проектную поддержку, я узнала, что теперь это отдел фурий.
— «Алена Николаевна, приедьте и наведите порядок. Я не могу с ними справиться!»
Я предупреждала владельца с самого начала проекта, что нужен сильный РОП.Он тянул, не понимал, что делать будет РОП целый день. Сначала говорил, что справится сам, на третьем месяце проекта, когда женщин стало порядка 7-8, согласился на РОПа.
Начали судорожно искать, нашли поочередно 2 мужчин. Одного при мне – мягкий, спокойный человек, который всё мог объяснить, научить работать с CRM. Но не тянул женщин по энергетике. Заболел через 2 месяца, ушел.
Второй – молодой, наглый и дерзкий. Пришел, сказал: «теперь вы у меня держитесь, чуть что уволю» и начал террор. Женщины носы повесили и забили на план.
Когда спустя 2 месяца к 15 числу выполнение плана составило чуть больше 20%, т.к. женщины саботировали, с ним попрощались. Они его выжили.
И тут владелец вызвал меня. К тому времени отдел еще подрос, часть людей меня не знали.
Дальше со слов очевидцев. Утро, курилка, день моего приезда. Разговор между старожилом и 3 новичками:
— Девочки, вы вазелин купили?
— В смысле??!! Какой вазелин? Зачем?
— В смысле, что Алена Николаевна сегодня приезжает…. Ах да… Вы же еще не в курсе… Ну-ну…
По рассказам владельца знаю, что есть из новеньких одна буйная. Будоражит весь коллектив. Вхожу в отдел как раз на ее криках. Человек гнобит всё и вся – клиентов, товар, руководство. Все остальные сотрудницы слушают и отравляются.
Говорю: всем добрый день!
Обращаюсь к ней: а вас попрошу покинуть помещение, вы уволены.
— В смысле??? Ты кто такая? Не ты меня принимала и не ты увольнять будешь!
Владелец наблюдает в дверях. Оборачиваюсь, говорю: прошу рассчитать человека.
Очищаемся от первой бунтарки за 5 мин. Народ присел. Мои (кого сама отбирала) обрадованно: «ура, приехала, слава богу снова будет порядок». Новички удивленно: «не поняли, чё за фигня. Но лучше помолчать».
Из новичков осталось еще 2 стремных элемента, которые грубо заваливают план. Оставляю их «после уроков», спрашиваю:
— в работе заинтересованы?
— да
— книгу продаж читали? Знаете?
— да
— какие сложности? Почему норматив звонков не делаете? Что мешает?
— нормативы завышены, скрипты не работают, клиенты идиоты…
— хочешь со мной в паре поработать завтра? Я рядом с тобой целый день. Ты звонишь, я слушаю, подсказываю. Нормативы выполнишь, скрипты заработают — гарантирую!
— хочу!
— договорились.
Барышни уходят в шоке. Не уволили, не прессовали. И что-то интересное предложили.
Следующий день показательно выполняем всё! Монстр Таня превращается в фаната.
Когда я слушала и находила ошибки Тани, объясняла громко на весь отдел, почему это ошибка и как делать по-другому, чтобы получать результат. Это мой метод, его знают все с начала проекта. Поэтому тут же корректируют сами себя и делают по-другому.
Результат недельного сопровождения:
- Отдел снова в порядке: все общаются корректно и заняты делом.
- План сделан!
Основные выводы из этой истории:
- с отделом продаж, где много женщин, вероятнее всего может справиться только сильная женщина.
- не хочешь чернухи — сначала убедись в моральных качествах этой женщины. Потому что третьим РОПом была женщина, сильная. Но с низкими моральными качествами. Мне пришлось приезжать через полгода и снова восстанавливать отдел.
- если в этой корзине есть хоть одно гнилое яблоко – убирай быстро, пока не испортилась вся корзина. Иначе это грозит полной потерей управления. Тоже проверено опытом
Большой женский коллектив — это задача не для слабонервных. Если мужчина решился на это (владелец, РОП) – он должен помнить, это всегда игра на грани фола. Они могут сделать чудо и за последнюю неделю дать 60% плана. А могут полностью убить ваш бизнес.
Женщинами надо уметь управлять! Когда их 2-3 в отделе — это приятно. Когда больше 10 — это опасно. И тогда просто надо найти ту, которая может их организовать на эффективную работу.