Как работать с манипуляциями сотрудников?
После статьи прошлой недели «Как действовать, если у вас токсичный сотрудник?» я получила интересный вопрос: «как быть, если несколько сотрудников выживают одного. А я не могу понять, кто же в этой ситуации токсичный?»
Любой сложный вопрос, необходимо раскладывать на составляющие, если сходу ответ не находится. Предлагаю рассуждать следующим образом:
-
Как работает тот, кого пытаются выжить из бизнеса?
- Приносит ли он пользу?
- Устраивает ли вас, как владельца бизнеса, результаты его работы?
- В чем заключаются его функции?
- Достаточно ли просто его заменить и найти другого человека на эти функции?
-
Как работают те, кто пытается выжить?
- Какие функции выполняют?
- Какую пользу приносят вашему бизнесу?
- Устраивают ли вас результаты их работы?
- Предположите,
какую цель преследуют люди, выживая другого из бизнеса?
Попробуйте включить критическое мышление. Допустите, что люди действуют не на ваше благо, а исходя из своих соображений. Тогда, что за соображения могут быть?
-
Можно ли разрешить ситуацию другим спросом?
Не увольняя того, кого выживают. А например, изменив схемы взаимодействия: исключить рабочее взаимодействие того, кого выживают, с теми, кто выживает.
-
Предложите тем, кто выживает, взять на себя обязанности того, кого выживают.
Пусть даже и временно, но взять. Чтобы функция не прервалась, а продолжилась далее бесперебойно.
И вот тут часто наступает момент истины. Люди, которые выживают, говорят: «ой нет, что вы. Это совершенно не моё. Я не знаю, не умею, не хочу, не буду. Я свою работу выполняю, а кто эти функции будет делать — это ваши проблемы».
Вот и ответ, друзья. Другими словами, их совершенно не волнует, что исполнив их требования, вы окажетесь с большой проблемой. Функции выполнять некому. Они прерываются. Это негативно сказывается на бизнесе. Возможно даже с потерей денег или возможностей для вас.
Но это никого не волнует. Это только ваши проблемы!
И вот тут я предлагаю действовать рационально. Исключительно исходя из целесообразности для бизнеса. А для бизнеса целесообразно, чтобы функция не прерывалась. Если её никто не хочет взять – значит, ответ очевиден: тот, кого выживают, остаётся в бизнесе. И ваша задача сократить его взаимодействие с теми, кто его выживает. И кстати, это хороший повод для вас задуматься, кто есть кто. И либо принять сразу кадровые решения. Либо поставить первый минус напротив нескольких фамилий.
Может быть вторая ситуация. Когда вы спрашиваете, готовы ли вы взять на себя задачи этого человека, и те, кто инициируют увольнение, отвечают согласием. Вы при этом, зная их профессионализм и ответственность, понимаете, что не пострадает функция.
Тогда эту ситуацию можно рассмотреть под другим углом. Если люди добровольно готовы взять на себя лишний груз. Значит, возможно, им так тяжело сейчас ментально, что они готовы больше работать физически.
Психологическая усталость и дискомфорт это то, от чего быстрее всего наступает выгорание. Я знаю это не по наслышке. Когда-то я тоже работала в штате. И тоже проходила такие ситуации.
В таком случае лучше убрать из коллектива того человека, который создаёт психологический дискомфорт. Распределить его функции на инициаторов увольнения. И таким образом решить этот вопрос. Всем станет легче. И вам. И тем, кому сейчас придётся больше работать физически. И тому, кто имеет возможность найти новый коллектив и выстроить там правильные для него отношения.
Никогда не рекомендую вестись в тёмную на манипуляции. Когда «мне он нравится и ты его просто убери. А кто будет выполнять его функции — это твои проблемы».
Вот когда себе требуют выгоды, а вас оставляют с проблемами – это чистая манипуляция. Когда человек приходит с проблемой, но при этом приносит решение – я предлагаю рассмотреть это решение. Когда предлагают решить ситуацию и избавить вас от проблем, которые есть/возникнут – это корректное взаимодействие. И к таким предложениям я рекомендую прислушиваться.
Дополнительно рекомендую учесть следующее. Иногда попытки выжить специалистов из бизнеса имеют цель обескровить бизнес. К сожалению, с такими ситуациями в проектах мы сталкиваемся. Когда человек – засланный казачок. Его конечная цель – разобраться в нюансах вашего бизнеса и создать аналогичный. Перед планируемым выходом из вашего бизнеса за несколько месяцев он инициирует увольнение ваших ключевых спецов, тем самым давая себе фору. Потому что через пару месяцев он выходит из вашего бизнеса, создает свой и идет по вашим клиентам. А вы в силу того, что ваш бизнес-процесс лишен ключевых функций, теряете позиции.
Поэтому всегда рекомендую рационально подходить к таким предложениям. Убирать эмоции и руководствоваться только решениями, которые целесообразны для вашего бизнеса. А еще раз повторюсь, для вашего бизнеса целесообразно иметь бесперебойно работающий бизнес-процесс со всеми ключевыми функциями.
К тем же, кто инициирует решения, которые ставят под угрозу бесперебойности вашего бизнес-процесса, рекомендую очень присмотреться, включить критическое мышление, не действовать поспешно. Всесторонне изучить ситуацию и принять решение, от которого ваш бизнес, как минимум не пострадает.